рыболов охотник в подольске
 
.
 
Корзина
0 товаров
На сумму 0.00 руб
Интернет-магазин

Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация (К. Поппер, Р. Карнап).

В логико-методологической концепции Поппера находится такой механизм в виде принципа фальсификации. Философ считает, что научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике научного открытия" критерием научности этих теорий. На первый взгляд это положение воспринимается как бессмыслица: Однако попперовские рассуждения строятся на ином логическом смысле.

карл поппер метод фальсификации

Доказать можно все, что угодно. Именно в этом проявлялось, например, искусство софистов. Постмодернизм — явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Наличие многочисленных любопытных концепций постмодернизма свидетельствует о возникновении новой культурной ситуации, однако постмодернизм не имеет четкого парадигматического определения. Постмодернизм не является логическим понятием, определяющим реальною существующий объект. Поэтому неправомерна логическая, или хронологическая локализация постмодернизма, хотя такая возможность не исключается. Сам термин указывает на то, что явление во многих своих формах и аспектах продолжает и завершает традиции Модернизма. Поэтому существующие теоретические разработки парадигмы постмодернизма строятся на различных основаниях в зависимости от того, что понимается под модернизмом и с какого времени последний берет свое начало. Историки культуры расходятся также во мнении о том, кто первым ввел само это понятие, в какой сфере искусства раньше всех проявились тенденции постмодерна. Современное философское мировоззрение отмечено особым вниманием к вопросам, связанным с определением статуса и места текста в существующем мире. Особую остроту этот вопрос приобретает в таком течении философской мысли как постмодернизм. Будучи генетически связанным с онтофеноменологией М. Ницше и семиологией марксизма, постмодернизм формирует своё понимание текста, трактуя его как глобальную систему означения, и приравнивая по статусу Текст и Мир. Подобное понимание позволяет по-новому сформулировать основные вопросы онтологии и теории познания, что влечёт за собой изменения взглядов на картину мира. Таким образом, речь идёт о формулировании новой парадигмы научности изменении существующих моделей порождения знания. Характерным представителем философии постмодернизма является Ж. Деррида, основатель идеолог движения деконструкции. В этом направлении осуществляется попытка выхода за пределы метафизики и предлагается новая концепция порождения знания вообще и научного знания в частности. Такой подход ставит деконструкцию на передний план современной философской мысли. Расширяя понятие письма, деконструкция приходит к трактовке мира как текста, что позволяет применять новые, специфически ориентированные методы анализа и транс- формировать уже имеющиеся традиционные. В мире, где меняется сам способ бытия человека, где существует информационное общество, крайне необходимыми становятся попытки осознания места человека в изменившемся мире. Весьма актуальной представляется и сама методология анализа, используемая Ж.

Деррида, в силу того, что она позволяет добиваться более глубокого уровня понимания философских текстов, открывая новые горизонты смысла. Деконструкция требует одновременно и структуралистской, и постструктуралистской методики. Структурализм предполагает разбор наличных целостностей социальных, культурных и затем сборку структур как совокупностей взаимодействующих элементов. Постструктурализм требует выхода за пределы структур: В этом последнем смысле деконструкция вовсе не будет разрушением, хотя она и требует перечеркивания всех традиционных понятий. Вместе с тем, деконструкция оказывается не только анализом, — она позволяет сделать видимыми механизмы, обеспечивающие единство текста и его взаимосвязь с другими, иногда совершенно отличными, системами знаков, образующими единую ткань реальности как Текста. Это подтверждает актуальность деконструкции для современной философии, утверждая ее не только в качестве инструмента анализа, но иного способа философствования, основанного на новом подходе к Миру и взаимосвязи между его элементами. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, то есть как метафизика бытия. Гоклениуса и был закреплен в философской системе X. Проще говоря, мы не можем экстраполировать последствия нарушения таких принципов. Но это уже разговор о реальности, а не о логическом качестве наших суждений и познавательных способностей. И реальность, если так можно метафорически выразиться, уже бросала нашей логике и нашему опыту вызовы, вроде квантовой запутанности. Но не будем о квантовой механике и вернемся к логике и философии, а конкретно — к проблеме демаркации и критерию фальсификации. Можно подумать, что это очень специфическая логическая проблема научного метода, попперовское решение которой изящно, но бессмысленно за рамками камерной дискуссии о неполноте индукции. Но это совершенно не так! Оказалось, что принцип фальсифицируемости, сформулированный Карлом Поппером, очень просто выразить вне контекста специальной философской дискуссии о научном методе: Но существуют такие утверждения, которые в силу самой своей формы вообще исключают проверку. В этих случаях за комической формой скрывается важный эпистемологический аргумент.

Карл Поппер и проблема демаркации. Принцип фальсификации

Для любого общего утверждения любой научной теории можно представить условия опровержения. Но метафизическое утверждение — это такое утверждение, которое нельзя опровергнуть в принципе. С точки зрения логического позитивизма, у него нет истинностного значения, оно не является ни истиной, ни ложью. Например, эксперименты с физическими объектами, которые движутся на скоростях, близких к скорости света, с одной стороны фальсифицируют постулаты классической механики, но на самом деле просто находятся вне рамок области применимости данной теории, а значит, их следует рассматривать с точки зрения более обобщённой теории относительности. Или факты, указывающие на самоорганизацию материи, которые изучает термодинамика неравновесных процессов — они не являются фальсифицирующими термодинамику вообще, так как её законы, нарушающиеся в неравновесных процессах, сформулированы для работы с другими условиями.

Фальсификационизм К. Поппера.

К тому же отвергать общую термодинамику или классическую механику никому и в голову не приходит. Дело лишь в том, что использование обеих ограничено теми областями, где они работают. Что же касается второй причины, то практическая научная деятельность не застрахована от ошибок, неправильных трактовок, предвзятых суждений и, что также не редкость, преднамеренных фальсификаций. Исходя из этого, все новые факты всегда оцениваются с ориентиром на объём опровергающих их материалов, полученных ранее, а также степени достоверности источников информации и возможности того, что результаты могут быть интерпретированы неверно. Критерий Поппера является лишь критерием отнесения теории к разряду научных, но не является критерием её истинности или возможности её успешного применения. Соотношение фальсифицируемости теории и её истинности может быть различным. Если эксперимент, ставящий под сомнение фальсифицируемую теорию, при постановке действительно даёт результат, противоречащий этой теории, то теория становится фальсифицированнойто есть ложной, но от этого не перестанет быть фальсифицируемой, то есть научной. Я поставил перед собой другую проблему. Я хотел провести различие между наукой и псевдонаукой, прекрасно зная, что наука часто ошибается, и что псевдонаука может случайно натолкнуться на истину. The Growth of Scientific Knowledge. Routledge and Kegan Paul, Перевод с сокращениями 1, 3 и й главы А. Обычно критерием называют необходимое и достаточное условие. В связи с этим критерий Поппера, хотя именуется критерием, представляет собой только необходимый но не достаточный признак научной теории. Научное познание и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: Поппер предложил другой критерий истинности научного утверждения — фальсификации. Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии науки в научном познании: Так, в "логике научного открытия" Поппер пишет: В качестве основного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит принцип фальсификации, смысл которого сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом. Чем же фальсифицируемость лучше верифицируемости и какова логика рассуждения Поппера? Объявив задачей методологии изучение механизмов роста научного знания, Поппер основывается на понятой и воспринятой реальности, из которой состоит сфера научного познания. Поппер считал, что в мире теорий идет "борьба за существование", схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей.

карл поппер метод фальсификации

Отсюда главные выводы Поппера: Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность годится - не годится. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости фальсифицируемости любого утверждения, относимого к науке. Социальные науки вполне могут эффективно решать частные проблемы, но они не способны ни изучить общество в целом, ни поставить его под контроль. Это не означает, что в социальных науках вообще невозможна формулировка общих законов, поскольку стремление к открытию общих законов - неотъемлемая часть любой науки.

  • Ароматизаторы применяемые при ловле карася
  • Воблер daiwa morethan x-cross 95 ssr а
  • Не раскачивай лодку кто сказал
  • Дешевые рыболовные магазины в калининграде
  • Однако в социальных науках следует избегать методологического натурализма сциентизмато есть слепого заимствования методов естествознания. Поппер утверждает, что в современной науке как сторонники, так и противники использования естественнонаучных методов в социальной сфере исходят из неверной общей установки - историцизма, под которым он понимает такой подход к социальным наукам свойственный, в частности, марксистской традициисогласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, возможное благодаря открытию моделей, законов, тенденций, лежащих в основе развития общества. Основную же идею историцизма, сводящуюся к тому, что главная задача социальных наук заключается в открытии законов эволюции общества, Поппер считает утопией. Принципиальное возражение Поппера против историцизма связано с тем, что представление о существовании законов исторического развития способствует распространению тоталитарных идеологий и снимает с человека ответственность за происходящее. С помощью законов истории оправдывают неизбежность насилия, войн, революций.

    карл поппер метод фальсификации

    Будучи горячим сторонником демократии, Поппер считает такую ситуацию неприемлемой для свободного и мыслящего человека. Поппер отмечает, что речь не идет о социальном предсказании в целом: Но историческое предсказание невозможно в той мере, в какой на него оказывает влияние развитие знания. Помимо критики историцизма, Поппер противопоставляет методологический номинализм и методологический эссенциализм. Корни этого противопоставления восходят еще к Платону и Аристотелю, а впоследствии - к схоластической полемике между номиналистами и реалистами. Сторонники методологического номинализма от лат. Nominalis "относящийся к именам" основной задачей науки считают простое описание явлений. Очевидно, что это слишком узкое понимание задач науки. Такой подход, с известными ограничениями, возможен в естественных науках, поскольку методы естественных наук по своей основе номиналистические. Другая позиция представлена методологическим эссенциализмом от. Естественные науки, как правило, не в состоянии ответить на вопрос о сущности явления, поскольку вопросы эти предельно общие и, следовательно, философские. Так, биолог не может ответить на вопрос, что такое жизнь, физик - что такое материя, но это не мешает этим дисциплинам успешно решать собственно научные задачи. Что же касается наук социальных, то, по мнению Поппера, они будут бесполезны без того, чтобы понять и объяснить, что такое государство, социальная группа, экономическое взаимодействие. Таким образом, задача социальных наук состоит не только в том, чтобы выявить существенные закономерности общественной жизни, но и в том, чтобы познать их сущность. Смысл социальных наук заключается именно в том, что они помогают решать социальные проблемы. Несмотря на то, что большинство объектов социальных наук представляют собой абстрактные теоретические конструкции, которые используются для интерпретации нашего опыта, эссенциалисты, по мнению Поппера, ближе к истине. Он согласен с тем, что цель ученого - объяснять мир и наблюдаемые явления.

    К.Поппер "Логика научного исследования"

    Но ученый должен помнить об относительной истинности любого объяснения. Поппер полагает, что в социальных науках неизбежен методологический эссенциализм, поскольку в гуманитарном знании исследуемые явления носят преимущественно качественный характер, часто не поддаются измерению, они глубоко историчны и понять их сущность во многих случаях можно лишь интуитивно и через исторический анализ. Следовательно, представители социальных наук должны принять исторический метод, но не историцизм. Еще раз подчеркнем, что Поппер не отрицал для гуманитарного знания возможности формулировки общих законов, однако для адекватного осознания сути исторических событий необходимо вписать эти события в конкретный контекст, используя метод реконструкции ситуации. При каких условиях можно будет доказать, что этот взгляд ложен? Какие есть критерии, при которых можно сказать, что жизнь не создавалась высшим существом? Этот взгляд не доказуем и не опровержим. Иногда верующие думают, что это хорошо - ведь никто не сможет опровергнуть их домыслы. Но на самом деле, именно нефальсифицируемость говорит о ненаучности их верований. Именно по этой причине уже более полувека сторонники Креационизма проигрывают судебные процессы, требующие признать их взгляд "научной теорией".

     


     
    Магазин "Рыболов -Спортсмен"

    2010 specdorstroi.ru - Рыболовные товары, спортивные товары, туристическое снаряжение, литература и видео.